Реклама

суббота, 20 апреля 2013 г.

Глава 2-12. Цена привязанности

Если бы за успех наказывали, то нашлось бы немало людей, готовых исполнить наказание. Владислав после конференции и череды интервью со мной ходил по офису хмурый и неразговорчивый. Именно он должен был представлять наш биллинг на конференции, но из-за истории с ТТТ-2012 был вынужден остаться в тени и предоставить трибуну мне. А теперь все обернулось для него худшим из кошмаров: выскочка из провинциального города не только не опозорился, но и привлек к себе внимание прессы. Именно то внимание, которое и было его средой, как профессионального маркетолога и пиарщика, тогда как я разбирался только в пиаре в сети.

Я не раз и не два слышал, как Сергей и Владислав говорят на повышенных тонах. Но Сергей, хороший переговорщик, всегда находил нужные слова и успокаивал товарища. Проходило два-три дня и все повторялось. Владислав хотел славы, хотел светиться в журналах и газетах, а ему оставалась незавидная участь координатора расходов по рекламе и развитию. Я разумно держался на расстоянии от нарастающего конфликта, справедливо полагая, что есть в нем и часть моей вины.

Биллинг стал отнимать все больше времени. Хорошо, что работа по политическим контрактам приняла спокойный и размеренный ход, где мои команды с полуслова понимали, что от них требуется. С утра до позднего вечера я чем-то занимался. Или делал отчеты для отца Николая. Или разрабатывал новый план пиар-кампании. Или ездил по встречам. Сергей стойко держался в тени, предпочитая управлять биллингом из офиса. Владислав появляться в публичных местах не мог, он ездил только на приватные встречи, а остальное время проводил неизвестно где. Каждый раз, когда он появлялся в офисе, то влетал словно грозовая туча, быстро пересекая коридор в направлении кабинета Сергея. И потом, словно молнии, раздавались громкие реплики из уст обоих партнеров.

ТТТ полностью развалилась. Точнее распалась на множество удельных княжеств. Часть тысячников организовало свои новые пирамиды. А наш зиц-председатель благородно запустил следующую пирамиду, обещая в ней вернуть по вкладам в предыдущую. Но от всего этого веяло скорой смертью.

Шум от развала пирамиды постепенно сходил на нет. Крупных уголовных дел так и не было заведено. Кое-где взяли под стражу сотников и десятников - людей, которые непосредственно брали деньги у людей. Но со временем выпустили и их. В Беларуси пирамиду объявили вне закона, но там уже было некого сажать - все разбежались. СМИ практически перестали писать о ТТТ. Можно было вздохнуть свободно.

Не подавала признаков существования и Вероника. Я даже стал верить, что она исчезла навсегда из моей жизни. Впрочем, учитывая занятость, мне особо некогда было об этом думать.

Я распродал остатки своих сайтов, добавил немного из отложенных от политической деятельности и запустил сервис по простановке отзывов. Это позволило привлечь новых сотрудников и получить новых заказчиков. Создание сервиса стало поводом для посещения новых конференций. И я не заметил, как стал метаться по стране, выступая с докладами то о биллинге, то о сервисе отзывов. Конечно, новые доклады не дышали той первой харизмой, но я старался быть бодрым и не слишком увлекаться рекламой.

Как работает сервис по отзывам? Очень просто. Одни люди хотят видеть о своей компании или о себе лично хорошие отзывы в сети. Сделать это тем более желательно, чем больше плохих отзывов появляется само собой.

Есть два варианта получить желаемое. Первый, простой и старый способ - это создать несколько посадочных страниц с хорошими отзывами. Под посадочной страницей понимается страница на каком-то сайте или даже целый сайт по одной тематике. На ней ставится текст с хорошим отзывом. Затем такую страницу усиленно продвигают в Интернете. Чтобы забить весь топ поиска хорошими отзывами, делают десятки посадочных страниц и все их продвигают традиционными способами. В результате такой работы какой бы запрос вы не задали поиску, всегда наверху окажутся только посадочные страницы с положительными отзывами. Но стоит пролистать две-три страницы, и вы добирались до негатива.

Более сложный и трудоемкий вариант, это нейтрализация негатива позитивом. Создается шум из десятков, а то и сотен отзывов, откликов, комментариев, заметок, которые призваны сделать только одно - сказать о нужном человеке что-то хорошее. В конце концов немногочисленные плохие отзывы просто тонут в массе хороших. Такой способ тем предпочтительнее, что не задвигает плохие отзывы вниз по топу, а разбавляет их огромным, подавляющим количеством хороших. Слишком положительный человек вызывает недоверие. А вот когда есть немного черного и серого, то белый костюм уже не кажется таким ангельским. Вот последним я и стал заниматься, используя свои наработки в работе с политическими оппонентами главной партии России.

Конечно, такой сервис - оружие обоюдоострое, и его можно использовать как для обеления, так и для очернения пациента. Но тут уж кто что закажет. Официально мы предлагали только услугу улучшения кармы. А по факту все зависело от заказчика и его готовности платить. За какие-то заказы я принципиально не брался, а какие-то выполнял с особым злорадством, делая заказчику большую скидку за совпадение с моими моральными интересами.

Весна пришла в Москву, как и любое время года, неожиданно. Как вдруг выпадал снег, останавливая движение, так теперь полуденный зной в начале мая превратил жизнь жителей в ад: камень и асфальт настолько прогревались солнцем, поднимая пар у поверхности толщиной в два метра, что казалось, что ты идешь, рассекая кисель. Футболка намокала от пота за пару минут, а на дороге спасал только кондиционер, пожирая драгоценное топливо.

В один из солнечных дней Владислав собрал небольшой совет. Я пришел последним, так что если быть точнее, то Владислав сразу прошел к Сергею, а тот вызвал меня по внутреннему телефону. Когда я сел, то Владислав, абсолютно игнорируя меня, обратился к своему партнеру.

- Сергей! Я устал. Я хочу уйти.
- Мы же много раз говорили, Влад. Это все - временная ситуация. Собственно, все уже настолько устаканилось, что ты можешь снова занять место в эфире.
- Поздно, уже слишком поздно что-то менять. У биллинга новое медиа-лицо. Да и моя роль последние месяцы была столь незначительной, что я слишком часто чувствовал себя ненужным. Как будто и не было той нашей встречи и той договоренности делать все вместе.
- Влад! О чем ты? Ничего не изменилось, ты по-прежнему мой партнер и товарищ!
- Может и так, а может и нет. За последние месяцы слишком много изменилось. Мы начинали вместе, но теперь все встало на свои места. Я не чувствую себя нужным. И я принял решение уйти.
- Не пори чушь!
- Это не чушь. Это мое решение.

Сергей и Владислав замолчали. Я делал вид, что рассматриваю свои ногти. Если бы на такой высоте водились мухи, то можно было бы услышать, как они летают.

- Что ж, если так, то может тебе стоит взять отпуск? Отдохнешь, потом вернешься к руководству.
- Нет, Сереж. Никакого отпуска. Месяц назад я сказал, что или я, или этот выскочка, - едва заметный кивок в мою сторону. - Ты спустил все на тормозах. Я хочу продать долю и выйти из бизнеса.

Сергей глубоко вздохнул.

- Это так некстати. Не понимаю твоих претензий. С приходом партнеров наши дела только идут в гору.
- Нет, Сереж. Это твои с ними дела идут в гору. А мои, наши с тобой дела, как я думал когда-то, дали большой крен вниз. Сегодня я - никто в этом биллинге. Даже секретари надо мной посмеиваются. Я не могу в офис клиента войти без необходимости отвечать на вопросы о нем, - снова кивок в мою сторону. - Я никто, Сереж. Я снова хочу стать кем-то. А для этого я должен уйти.
- Ты уверен в этом? - Сергей посмотрел в глаза Владислава.
- Как никогда. Я слишком долго думал об этом, прежде чем принять решение.

Снова пауза. Снова вздох Сергея.

- Назови цену. Но стоит понимать, что сейчас все деньги в деле и я, скорее всего, смогу только выписать вексель или расписку.
- Не надо, Сереж. Я уже все продумал. Я нашел инвестора, который готов купить мою долю.

Тут уже взвился Сергей.

- Ты не можешь продать долю, не предложив ее сначала участникам общества.
- Не совсем так, Сереж. У тебя есть преимущественное право выкупа, но не ниже цены, которую предложит третье лицо, - Владислав протянул Сергею листок с ценой выкупа. Сергей так и откинулся в кресло с листком в руках.
- Кто это столько дает?
- ФинИнвестментс. Капитал у них, может, и вызывает вопросы, но репутация и уровень вложений давно известны. Они так глубоко в ИТ-бизнесе, что сверху торчат только чубчики. Вы будете довольны партнерством. Возможно, они даже приведут новых клиентов, как это сделали предыдущие партнеры.

Сергей на мгновение закрыл глаза. И потом сделал последнюю попытку.

- Что мне сделать, чтобы ты остался?
- Поздно, Сереж, поздно.

Владислав встал и вышел. Сделал он это так быстро и тихо, что я, только обернувшись на дверь, понял, что его больше нет в кабинете. Сергей посмотрел на меня.

- Что ты об этом думаешь?
- Думаю, что он не простит моего прихода в компанию. Сколько он получит за свою долю?
- Двести миллионов. Но мы не получим ничего из этого для развития. А наши карманы пусты - всё в деле, - Сергей с досадой запустил в волосы руку. - Как это некстати.
- Это больше, чем вы имели на старте, - заявил я. - Что помешает ему открыть такую же компанию и потратить втрое больше на рекламу?
- У него нет наших технических наработок - эти работы курировал я. А его маркетинговые фокусы полезны, конечно, но не имеют такого уж большого значения при копировании бизнеса. Да и зачем ему входить в эту воду дважды? Разве не проще сделать что-то свое? Или просто прожить остаток жизни в свое удовольствие.
- Вы недооцениваете возможную обиду.
- Мы вместе начинали, слишком многое прошли вместе.
- Тем больнее переживать надуманное предательство, - резонно заметил я.
- И что ты предлагаешь?
- Перекрыть ему возможности для организации чего-то похожего.
- Как?
- Способы всегда найдутся. Мы можем вспомнить историю про ТТТ и всколыхнуть ее по СМИ. Тогда никто не сядет с ним срать рядом. Никто не захочет сотрудничать с кидалой.
- Нет! - Чуть не закричал Сергей. - Он пока еще мой товарищ. Он сейчас обижен. Но в том не я виноват, а только его представления о справедливости. Но бизнес не терпит эмоций. В тот момент это было продуманное и здравое решение.

Как же я не люблю, когда обо мне говорят в третьем лице в моем присутствии.

- Точное замечание. Бизнес не любит не только эмоций, но и сантиментов. Вы делаете ошибку, которой он воспользуется.
- Он - мой товарищ и не способен на подлость, - Сергей посмотрел на меня, словно обвиняя меня в пока еще несовершенной подлости. А я вспомнил, как мне пришлось устранять конкурента моего бывшего партнера, и как потом вытолкнули из бизнеса меня. Стоит проявить жалость к сопернику и, считай, пропало: если не он, то другие воспользуются твоей слабостью.
- Будь по-вашему, но я предупредил, - я встал, давая понять, что все что можно, я здесь сказал. Сергей даже не посмотрел на меня, когда я выходил из кабинета.

Компания обрела нового инвестора и члена совета директоров. А моя доля в компании вдруг стала оцениваться почти в миллион долларов. Виртуальных, конечно, я не мог их потрогать или мгновенно обменять на реальные деньги, но приятно осознавать, что обладаешь таким капиталом. Вся компания стала стоить почти шестьсот миллионов рублей, а сделка - заметным медиасобытием. Так что в первый момент от ухода Владислава мы только выиграли.

Я получил кабинет бывшего партнера - до этого я занимал угол в общем зале. Кабинет был меньше, чем у Сергея, но все же большим и просторным. Стоя у окон в пол, можно было наблюдать за тем, как внизу движутся по трассам автомобили. Людей с такой высоты почти не было видно, настолько мелкими они казались.

На меня с уходом Владислава свалились и его обязанности. Их, впрочем, было не так уж и много. А его персонал, который перешел ко мне по наследству, прекрасно с ними справлялся.

Я настолько укрепился и осел, что стал задумываться о своем жилье. Купить приличную квартиру мне бы денег не хватило, но на двушку в спальном районе с учетом продажи самарской квартиры я вполне мог рассчитывать.

Однажды ко мне зашла секретарша Маня и сообщила, что встречи со мной ждут двое молодых людей. Я недоуменно пожал плечами и распорядился впустить. Парни были в костюмах и похожи словно близнецы, отличаясь только ростом. Тот что помельче сразу протянул мне свою визитку и представился.

- Олег, бизнес-тренер, можем мы присесть?
- Конечно, - я указал на стулья перед своим столом. - Чем обязан?
- Евгений Валерьевич, мы с моим партнером Эдуардом представляем проект Бизнес-Юность. Может, слышали?
- Нет, не приходилось.
- Это серия семинаров, которые мы собираемся и уже понемногу проводим в разных городах России.
- И?
- И нам не хватает медиафигуры вашего масштаба. На своих семинарах мы рассказываем, как правильно начать бизнес и достигнуть в нем успеха. Но наш личный опыт настолько невелик, что серьезно говорить о нем не приходится. А ваша фигура могла бы придать веса нашим семинарам, - Олег даже привстал, сообщая это.
- Но что мне с этого?
- После каждого семинара мы предлагаем пройти тренинг уже на платной основе. Деньги небольшие, но мы рассчитываем брать количеством. Используй мы ваше имя, могли бы рассчитывать на больший охват и успех, чем предполагали вначале. Вы младше нас, но уже столького добились! Это превосходный ориентир для наших слушателей - большинству из них по восемнадцать-двадцать лет. Вам не придется посещать все семинары - только крупнейшие. От нас - доля от общей прибыли. Как вы смотрите на это?

Как я смотрел на это? Передо мной стояли двое неизвестных мне людей, которые не имея почти никакого опыта в бизнесе, собирались учить его началам молодых людей, по сути обманывая их, в лучшем случае начитывая какие-то основы. И чтобы увеличить охват, они предлагали воспользоваться моим именем.

- Я уверен, что вы сможете найти что-то лучше, чем мое имя. Думаю, что лучше всего нам будет сейчас расстаться. Боюсь, что в следующий раз я не буду столь мирным и спокойным и дам распоряжение спустись вас с лестницы. До свидания, господа!

Олег посмотрел на меня так, словно был потрясен и оскорблен до глубины души.

- Вы не понимаете, от чего отказываетесь. Это очень перспективный проект!
- Не сомневаюсь, но постарайтесь обойтись без моего участия.
- Разумеется. Но вы сейчас потеряли замечательный шанс.

Ребята покинули кабинет. А я подумал, что снова упустил возможность хорошо заработать. Но в этом раз не было никакого сожаления. У каждого из нас есть список непререкаемых принципов. И один из моих - не продавать то, в чем я ничего не понимаю.

В начале лета, когда зной стал уже совсем невыносимым, и половина Москвы устремилась к Черному, Балтийскому и Средиземному морю, пришли новости, которые позволили мне сказать: "а я говорил". Владислав запустил свой биллинг. То, на что у них вдвоем с Сергеем ушло больше года, у Владислава заняло только месяц. Даже делая скидку на отработанность некоторых механизмов, все равно это было слишком быстро. Но когда на должности главного программиста обнаружился уволившийся двумя месяцами ранее сотрудник, стало ясным, что Влад задумал уход уже довольно давно. Теперь у него были деньги, больше чем мы располагали даже сейчас, никаких партнеров и полная свобода действий.

Сергей смотрел на меня с виноватым видом и молчал. Он понимал, что мы сможем не проиграть сейчас только неприятными методами. Уже поступили нотисы от целого ряда наших клиентов, которые запрашивали уровень компетенции нашего бывшего партнера и приемлемость его условий. Владислав играл на уничтожение, предлагая клиентам меньшую цену. Он сознательно лишал себя практически всей прибыли, чтобы досадить нам. Или же он играл честно, но нашел способ настолько сократить издержки, что мог упасть почти до нуля - наш биллинг работал всего на одном проценте от размера проводки, а Владислав предлагал половину процента.

Предложи мы такую цену и персонал пришлось бы урезать, а от офиса отказаться. И забыть о возможной рекламе. Владислав использовал преимущество в наличности, чтобы выдавить нас с рынка. На нашей стороне была репутация и время. А у него были только наличные.

Даже несмотря на это Сергей не мог взять на себя смелость начать пиар-кампанию против Владислава. Когда мы валяли в грязи наших конкурентов, он все одобрял. Но стоило по ту сторону барьера оказаться бывшему товарищу, как Сергей растерял весь напор. Мы держались только благодаря отменному сервису и стабильности. Продавцы очень консервативны в выборе средств, особенно те, что покрупнее. Они были готовы остаться с нами только потому, что не хотели ничего менять - нельзя прикрутить биллинг и заново отладить финансовые цепочки за пару часов по собственной прихоти. Только это нас и спасало.

Начатый Владиславом демпинг разогрел атмосферу на рынке услуг биллинга и к нам пошли запросы от других конкурентов: не стоит ли объединиться в картель, чтобы устранить новый биллинг. Сергей отверг все предложения по одним ему известным соображениям. Я же предпринял последнюю попытку его убедить - позвонил отцу Николая и рассказал все как есть. Тот выслушал и пообещал разобраться.

Вся эта неразбериха не отменяла моей текущей работы. Ее не становилось меньше. И глотком свободного воздуха стали предложения принять участие в конференциях и семинарах. Где-то мне оплачивали дорогу, но в большинстве случаев просто предлагали приехать и выступить. Я соглашался на все подряд, лишь бы получить повод выбраться за пределы офиса.

Третьего июля мне положили на стол конверт с приглашением приехать в братскую Украину, чтобы выступить на семинаре в Днепропетровске. Мне оплачивали дорогу и принимали любую тему доклада. Им во чтобы то ни стало хотелось заполучить меня. Я сделал звонок. Организатор, молодой человек, пообещал встретить и поселить в удобной квартире. Оставалось только купить билеты и выслать организаторам скан документов для компенсации.

Утром пятого июля я собрал вещи и, поцеловав в лоб Катю, вышел из квартиры. Эта поездка должна была хоть немного меня отвлечь от грустных мыслей о биллинге и Владиславе.

11 комментариев:

  1. как всегда очень интересно

    ОтветитьУдалить
  2. 1. Парни из БМ по факту ровесники главному герою.
    2. Концовка не понравилась: слишком ясно, что будет далее.

    ОтветитьУдалить
  3. 1. Это БЮ, а не БМ. Не знаю никакого БМ.)
    2. Поделитесь? А то может ваш вариант интереснее моего?) Я и сам пока до конца не знаю, что будет далее.

    ОтветитьУдалить
  4. в Днепре его пресонут и отберут пароли)

    ОтветитьУдалить
  5. автор последнее время прям радует, каждые 2-3 дня по новой главе! yeahoo!

    ОтветитьУдалить
  6. Супер! Просто супер! Начав читать вашу историю с самого начала, я начал наконец то заниматься своими проектами. Спасибо!)))

    ОтветитьУдалить
  7. это проплаченный пост против БМ ? ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посты против БМ проплачивать не нужно, так как лохотроны все не любят. ;) Это позитивные отклики про таких пишут только промотивированно.

      Удалить
  8. Что еть "БМ" и "БЮ"? А "продолжение" этой части было ещё во вступлении

    ОтветитьУдалить
  9. Когда была глава про первую презентацию Евгения перед публикой, я сразу же вспомнил про БМ. И вот теперь в этой главе такая явная отсылка к ним, и "случайно" так же два партнера участвуют:)

    ОтветитьУдалить
  10. я сразу понял что БЮ это БМ.
    Почему автор выбрал Днепропетровск? Мне интересно, так как сам тут живу

    ОтветитьУдалить